http://www.korabel.ru/news/comments/vod ... 1_mk2.htmlРабота по модернизации аппарата была направлена сразу по двум направлениям – снижение массы аппарата и сопряжение с парашютными системами. Благодаря модернизационному потенциалу аппарата и технологическим возможностям производства решения по снижению массы аппарата были приняты сразу.Разработчики и производители новейшего отечественного водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2 надолго запомнят март 2016 года. Именно в марте 2016 состоялся визит Министра Обороны РФ в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ). Тогда, в процессе ознакомления с образцами водолазной техники ВМФ, рассматриваемой к использованию в ВДВ, генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу признал её «тяжеловатой» для «крылатого спецназа» и дал поручение создать «десантный» вариант исполнения водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2. При этом аппарат должен сохранить основные характеристики по автономности, иметь в 2 (два!) раза меньшую массу и обеспечивать сопряжение со стоящими на вооружении МО РФ парашютными системами типа «крыло». Таким образом, был задан новый вектор дальнейшего совершенствования и расширения области применения дыхательных аппаратов.
Для простоты восприятия можно отметить, что из порядка 400 деталей, использованных в дыхательном аппарате, около 250 чисто полимерные, около 50 металл-композитные (например, кислородный баллон) и только около 100 деталей металлические, из которых основную часть составляют крепёжные элементы (винты, гайки и планки) и такие ответственные детали, как запорная арматура баллона высокого давления.
Основному изменению подвергся патрон химического поглотителя углекислого газа, который получил в конструкцию новые детали из полимерных материалов. Также был упрочен корпус аппарата за счет упрощения схемы аппарата и исключения избыточных для десантного варианта переключателей и коммуникаций.
Результаты модернизации не заставили себя долго ждать:
- масса базового комплекта снаряженного водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2 для ВМФ РФ - 21 кг;
- масса модернизированного водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2Д (десантный) для ВДВ - 10,5 кг.
А вот поиск решений по сопряжению с парашютными системами типа «крыло» занял гораздо больше времени, даже несмотря на участие в коллективе разработчиков специалистов высочайшей квалификации, имеющих за плечами годы службы в профильных подразделениях ВМФ, богатый и разнообразный опыт водолазных спусков и парашютных прыжков, а также несмотря на глубокое знакомство с современными зарубежными аналогами. Для принятия базовых решений, которые бы учитывали комплексность стоящих задач, понадобился не один натурный эксперимент. Причем как компьютерное 3D моделирование, так и статическая подгонка водолазного и парашютного снаряжений, а также элементов боевой экипировки десантника с «прогоном» на наземных парашютных тренажерах смогли дать ответы только на ограниченный круг вопросов, хотя и задали верное направление работ.
В связи с этим основное полетное время в аэротрубе было посвящено отработке различных комбинаций элементов водолазного снаряжения (маска, ласты, станция гидроакустической связи водолаза, дыхательный аппарат, грузовая система) – элементов парашютного снаряжения (парашютная система, грузовые контейнеры различных типов) – элементов боевой экипировки (вооружение). Полученные результаты легли в основу рекомендаций как по изменению конструктива водолазного дыхательного аппарата, так и по дооснащению парашютного снаряжения.Реальным выходом из сложившейся ситуации стала практическая отработка комплексирования водолазного, парашютного снаряжения и элементов боевой экипировки в вертикальной аэродинамической трубе. Дело в том, что расположение и взаимное влияние элементов снаряжения полностью экипированного десантника в статическом состоянии и при воздействии набегающего потока со скоростью более 170 км/ч значительно отличаются. При этом математическое моделирование дает весьма усредненную картину в силу индивидуальных особенностей не только фигуры десантника, но и его предпочтений при подборе состава снаряжения и его подгонке.
Здесь необходимо отметить вклад коллектива РВВДКУ, который принял на себя долю нагрузки, как по задаче и обеспечению требуемых технических характеристик водолазного снаряжения десантника, так и по комплексированию снаряжения и боевых средств десантника.
Результатом общих усилий стал водолазный дыхательный аппарат десантника ДА-21 Мк2Д, который не только сохранил все достоинства базового водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2, неоднократно отмеченные пользователями (неполный перечень ниже), но и приобрел значительно облегченную конструкцию. Причем, естественно, не в ущерб прочности и долговечности.
Работа над аппаратом и его интеграцией с парашютными системами и боевым снаряжением, конечно, еще не закончена полностью, но за прошедшие с момента поручения Министра Обороны шесть месяцев получены существенные практические результаты. Обновленный головной образец водолазного дыхательного аппарата десантного ДА-21 Мк2Д, был представлен на Международном военно-техническом Форуме «Армия-2016» на стенде Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф.Маргелова, где получил положительные отзывы от профильных специалистов.
Преимущества базового водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2:
- простота конструкции и удобство эксплуатации;
- оптимальное сочетание сопротивления вдоха и выдоха во всех пространственных положениях водолаза независимо от степени наполнения дыхательного мешка;
- оптимальные расположение и конструкция байпасного клапана легочного автомата, надежно защищающие от гидродинамического воздействия набегающего потока, механических повреждений, а также обеспечивающие удобство доступа и активации;
- отсутствие изменений геометрических размеров аппарата в процессе водолазного спуска;
- надежная защита от повреждений (ударов и истираний) дыхательного мешка водолазного аппарата;
- надежная защита кислородного баллона аппарата и его вентиля от несанкционированного закрытия/открытия, ударов, запутывания в морской растительности или различных фалах и веревках;
- удобство подвесной системы и ее комплексирования с грузовой системой и автономным компенсатором плавучести водолазного снаряжения
Историческая справка
В течение 2013 года ФГБОУ ВО СПбГМТУ в кооперации с ЗАО «НПП ПТ «Океанос» работали над модернизацией водолазного дыхательного аппарата ДА-21 в инициативном порядке. И уже в конце 2013 года начался цикл испытаний второго поколения дыхательного аппарата в заспинном (ДА-21 Мк1), и нагрудном исполнениях (ДА-21 Мк2). Испытания проводились в несколько этапов как в НИИ Спасания и Подводных Технологий, так и в действующих подразделениях ВМФ и Минобороны России. Испытания включали в себя проверку всех характеристик дыхательных аппаратов, полученных в результате модернизации, а также проверку удобства работы, надежности и культуры производства.
Заспинный аппарат ДА-21Мк1 успешно сменил ДА-21 первого поколения и востребован в серийном выпуске. А в 2015 году начался выпуск первой серийной партии нагрудных дыхательных аппаратов ДА-21Мк2 для ВМФ. До этого момента нагрудные аппараты в Россию завозились только из-за рубежа, как в полной комплектации, так и в виде «аппарато-комплектов» для последующей сборки. Появление в гамме используемых ВМФ водолазных дыхательных аппаратов нового российского аппарата ДА-21Мк2 позволяет говорить о том, что руководство ВМФ очень серьезно относится к вопросу импортозамещения специальной техники. Насколько это своевременно, сами за себя свидетельствуют факты запрещения экспорта в РФ дыхательных аппаратов от мировых лидеров рынка водолазного снаряжении. Так, еще за два года до введения секторальных санкций в отношении РФ, в 2012 г. уполномоченными органами Федеративной Республики Германия были наложены экспортные запреты на поставку данного снаряжения.
Наряду с общим импульсом на модернизацию и совершенствование вооруженных сил, приобрел заметное ускорение и процесс совершенствования семейства дыхательных аппаратов ДА-21. Так на базе нагрудного дыхательного аппарата ДА-21Мк2 в ФГБОУ ВО СПбГМТУ и ЗАО «НПП ПТ «Океанос» идет работа по созданию новой линейки дыхательных аппаратов различного назначения от водолазных до медицинских и уже не только военного назначения. Семейство дыхательных аппаратов ДА-21 в ближайшие 2-3 года позволит обеспечить современной водолазной техникой различных потребителей в России и оперативно реагировать на вновь возникающие потребности и вызовы.
=================================
http://dfnc.ru/c108-novosti-2-1/poka-dy ... iro-spero/В 2001 году перед ВМФ РФ встал выбор: какое решение принять и по какому пути пойти в развитии водолазного снаряжения? Создавать свое снаряжение взамен СЛВИ-71 (с аппаратом изолирующим дыхательным ИДА-71У) и ВСП (с аппаратом изолирующим дыхательным ИДА-71П) или закупать импортное? В результате анализа импортной техники, отечественных производителей, их кооперации, доступа к передовым технологиям проектирования и производства, руководством ВМФ было принято решение по разработке отечественного снаряжения. А по результатам открытого тендера задачу по созданию нового типа водолазного снаряжения получил Научно-производственный филиал ФГУП «28 Военный завод» МО РФ с исполнением основной части работ ФГОУ «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ), которое в дальнейшем (с 2004 г.) стало головным в данной работе.
РУКОВОДСТВО ВМФ НЕ ОШИБЛОСЬ
в своих ожиданиях. В 2006 году успешно прошел государственные испытания созданный в полном соответствии с разработанным ВМФ тактико-техническим заданием комплект снаряжения СН-21, содержащий в себе как новый дыхательный аппарат замкнутой/полузамкнутой схемы дыхания – ДА-21, водолазные костюмы и комбинезоны, полнолицевую маску, станции связи, так и многое другое (включая исполнение дыхательного аппарата для оксигенобаротерапии ДА-21М). В течение следующих двух лет снаряжение СН-21 с дыхательным аппаратом ДА-21 проходило опытную войсковую эксплуатацию в различных частях нашей страны и по ее результатам было принято на снабжение ВМФ РФ в 2009 году.
Все это время дыхательный аппарат ДА-21 эксплуатировался в частях ВМФ одновременно с привычным, но устаревшим снаряжением СЛВИ-71/ВСП с дыхательными аппаратами ИДА-71У/-71П.
С течением времени с постепенным выводом из эксплуатации снаряжения СЛВИ-71/ВСП применение новых дыхательных аппаратов ДА-21 расширялось, соответственно, набиралась статистика опыта его использования. К 2012 году накопившийся опыт эксплуатации позволил провести несколько доработок дыхательного аппарата ДА-21 и избавиться от его «детских болезней» роста. Появилась модификация аппарата ДА-21, поколение 1+. Кроме того, опыт эксплуатации дыхательного аппарата ДА-21 позволил сформулировать требования к дыхательным аппаратам следующего поколения. Среди основных пожеланий ВМФ (как действующих подразделений, так и научных организаций) были следующие: создание на базе дыхательного аппарата ДА-21 аппаратов в нагрудном и заспинном исполнении; наличие резервной системы дыхания; возможность использования в дыхательном аппарате и кислорода, и дыхательной смеси в течение одного спуска; увеличение глубины использования и времени работы на максимальной глубине.
В течение 2013 года СПбГМТУ совместно со своим партнером «НПП ПТ «Океанос» работали над модернизацией дыхательного аппарата ДА-21 в инициативном порядке. И уже в конце 2013 года начался цикл испытаний второго поколения дыхательного аппарата ДА-21 в заспинном и нагрудном исполнении. Модернизированные аппараты получили маркировку ДА-21 Мк1 для заспинного исполнения и ДА-21 Мк2 для нагрудного. Испытания проводились в несколько этапов, как в НИИ Спасания и подводных технологий, так и в действующих подразделениях ВМФ и Минобороны России. Испытания включали в себя проверку всех характеристик дыхательных аппаратов, полученных в результате модернизации, а также проверку удобства работы, достигнутой надежности и культуры производства.
Надо сказать, что дыхательные аппараты ДА-21 (ДА-21М) поколения 1+ и тем более второго поколения получились более функциональными, чем аппараты первого серийного выпуска (2009). Это позволило во время планового обслуживания в подразделениях ВМФ дыхательных аппаратов ДА-21 (ДА-21М) первых выпусков производить их доработку до уровня поколения 1+. Эта работа еще не закончена и будет продолжаться по мере подхода уже выпущенных дыхательных аппаратов ДА-21 (ДА-21М) к сроку технического обслуживания.
Техническое обслуживание дыхательных аппаратов ДА-21 производителем – это нововведение, которое позволило освободить потребителя от несвойственных ему задач. За время обслуживания дыхательные аппараты проходят доработку, направленную на повышение функциональности и безопасности эксплуатации, ликвидацию последствий трехлетней эксплуатации, обновление всех резинотехнических изделий и продление гарантий эксплуатации. Такой подход к поддержанию дыхательных аппаратов ДА-21 в актуальном состоянии в процессе эксплуатации потребителем позволяет оперативно получать и анализировать информацию по опыту их эксплуатации, реагировать на пожелания ВМФ.
В 2015 году планируется выпуск первой серийной партии нагрудных дыхательных аппаратов ДА-21 Мк2 для ВМФ. До сих пор нагрудные аппараты в России завозились только из-за рубежа – как в виде «аппарато-комплектов» для окончательной сборки, так и в полной комплектации. Появление в гамме используемых ВМФ водолазных дыхательных аппаратов нового российского водолазного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2 позволяет говорить о том, что руководство ВМФ очень серьезно относится к вопросу импортозамещения специальной техники. Насколько это своевременно, сами за себя свидетельствуют факты запрещения экспорта в РФ дыхательных аппаратов от лидеров рынка водолазного снаряжения. Так, еще за два года до введения секторальных санкций в отношении РФ, в 2012 году, уполномоченными органами Федеративной Республики Германия были наложены экспортные запреты на поставку данного снаряжения.
Надо отметить, что и сменивший ДА-21 поколения 1+ дыхательный аппарат ДА-21 Мк1 также востребован в серийном выпуске. При этом, с общим направлением на модернизацию и совершенствование вооруженных сил, процесс совершенствования семейства дыхательных аппаратов ДА-21 приобрел заметное ускорение. Так, на базе нагрудного дыхательного аппарата ДА-21 Мк2 в ФГОУ СПбГМТУ и ЗАО «НПП ПТ «Океанос» идет работа по созданию новой линейки различных дыхательных аппаратов – от водолазных до медицинских, и уже не только военного назначения. Семейство дыхательных аппаратов ДА-21 в ближайшие 2–3 года позволит обеспечить современной водолазной техникой различных потребителей в России и оперативно реагировать на вновь возникающие потребности и вызовы.
И.В. Кожемякин – начальник Управления оборонных исследований и разработок, ФГБОУ Санкт-Петербурский Государственный морской технический университет
В.Ю. Занин – коммерческий представитель, ЗАО «НПП ПТ «Океанос»