для поддержания разговора...
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''Vladyki ... ira''.html подборка книг...
к чему... а например давайте немного поговорим про Вестингауз, который отметился на заре существования ещё сотрудничеством с Никола Тесла например даже... и использовании Сукуп (ныряющее блюдце Кусто), в книге
Шентон Эдуард Г. Исследование океанских глубин...
вот тут была у меня "небольшая" подборочка про атипические миниподлодки...
http://diveright.ru/viewtopic.php?t=4079и среди них была история про достаточно уникального "убийцу советских АПЛ"
Читал я книжку Шентона о том, как фирма Вестингауз взяла в аренду подводное блюдце Ж.И. Кусто SP-350 и затем сдавала его в аренду другим компаниям...
.. наткнулся на упоминание
СМПЛ Морей, которую американцы испытывали
на своей базе в районе острова
Сан Клемент, где была в том числе испытательная база подводного старта для ракеты Полярис....
стало интересно, что же это за такой уникальный аппарат...
Moray TV-1A - продвинутый подводный прототип, экспериментальный образец, для отработки высокоскоростного глубоководного, высокоманёвренного обитаемого подводного истребителя, разработанный для поиска, преследования и уничтожения вражеских атомных подводных лодок.
(см. картинку из вложения)
Moray test vehicle (TV-1A)
СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как "подводный истребитель" была разработана и построена на базе
Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (
Naval Ordnance Test Station) в
Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей.
TV-1A , Чайна Лейк, 16 Августа 1963. Экипаж из двух человек занимает капсулу В
Морей TV-1A на борту С-124 Глобмастер s/n 51-0085, 2 июля 1963
Морей выгружается на аэродроме в Сан Клемент для путешествия в бухту Вильсона в районе Сан Клемента для морских испытаний, 14 января 1966 года.
Военный пловец отсоединяет стропы крана баржи перед началом морских испытаний Морея
Центральная фотолаборатория, Лаборатория испытания вооружений, Пасадена, Калифорния
http://www.newsreviewiwv.com/zarchives/ ... ry-12.htmlОт идеи до прототипа прошло всего четыре года, и главный вклад тут был от МакЛина, главного управляющего проекта, а так же от команды инженеров, которую он сумел привлечь для этого проекта.
Ричард Дж. ДеМарко - ведущий инженер по механике команды разработчиков Морея, закончил университет Иллинойса, воевал во время Второй Мировой в райне Китай-Бирма-Индия, протягивая линии связи на дороге Ледо-Бирма.
В 1959, вместо того что бы покинуть базу, он согласился возглавить команду инженеров Морея, и проработал в проекте до 1963 года, завершив его в должности начальника отдела разработки подводных вооружений, код 4064.
Морей был самым продвинутым глубоководным аппаратом того времени. В Кораблестроительном бюро говорили, что на момент его создания не существовало технологий для его постройки, но в Чайна Лейк его всё равно построили.
Это были такие инновационные технологии, которые использовались при разработке аппарата, как синтетическая пена, свободно затопляемый стеклопластиковый обтекатель корпуса, две алюминиевых сферы, протестированных на глубину 2.75 км, самолёто подобное управление, подводный пилотажный комплекс, встроенные емкости положительной плавучести, автоматическая система обеспечения жизнедеятельности, рассчитанная на двух человек на 48 часов работы, ртутная балластная система, позволяющая сброс ртути для аварийного всплытия, и независимые дыхательные системы замкнутого цикла на случай пожара или задымления.
К другим новинкам так же можно отнести надувную ёмкость всплытия, которая может использоваться совместно с кораблём поддержки "Предприимчивый", даже в случае, если Морей застрял на дне.
Большой шеф по морским операциям, вице-адмирал Лоусон Патерсон "Красный" Рэмейдж пытался зарубить существование Морея, как ещё одного вида морских вооружений (охотника-убийцу), т.к. и так различных разновидностей было более чем достаточно, однако и на этот раз Чайна Лейк сумели сделать невозможное. Они сумели не дать погибнуть инженерной концепции Морея и вывели его из ранга судов в разряд оружия. Он должен был развивать скорость 45 узлов под водой, и иметь на борту подводные кумулятивные ракеты.
Морей мог перевозиться как надводными кораблями, так и быть загруженным в ракетные шахты от Полярисов, с возможностью старта из них и дальнейшей защиты своей ПЛ.
ДеМарко так же занимался несколькими высоко приоритетными проектами, после Морея, и затем уволился из Чайна Лейк в 1988 году.
На базе Чайна Лейк была разработана в своё время очень известная самонаводящаяся ракета класса воздух-воздух Сайдвиндер. Доктор Вильям Б. МакЛин, разработчик Сайдвиндера, оказывается был и автором идеи Морея. Он продолжал свой интерес к подводным исследованиям, и после Чайна Лейк перебрался в Сан Диего и был самым первым техническим директором Военно-морского Океанографического Центра до своего увольнения в 1974 году. Умер он в 1976-м. Он был "Блистательным Одиночкой" среди остальных и его идеи и стиль управления были превосходны.
выдержка из книги про него же:
http://scilib.ucsd.edu/sio/hist_oceanog ... icles5.pdfесли вы ещё не поняли - у Морея отсутствовали иллюминаторы и иные оптические приборы!
(см. картинку из вложения)
Морей развивал 45 узлов под водой, и должен был иметь на борту подводные кумулятивные ракеты (разработанные так же на исследовательской базе Чайна Лейк) для уничтожения вражеских субмарин. На борту планировалась установка батареи из восьми таких ракет. Результаты атаки экипаж мог наблюдать при помощи телевизионной камеры, установленной снаружи корпуса. Для поиска цели использовался высокоэффективный активный сонар. При этом хоть и Морей строился по ракетно-самолётному дизайну, но вместо дублирующих систем использовались все элементы особо высокой надёжности.
В основном аппарат был из алюминия, вес 15 тонн, длина 10.6 метра, диаметр 1.62 метра. Диаметр сферы экипажа был 1.55 метра. Большинство компонент корпуса были не защищены от давления, были "мягкими". Двигатель был на основе пероксида водорода и солярки, размещаемой позади сферы экипажа. Обеспечивал или 1.5 часа скорости 40 узлов или 27 часов скорости в 15 узлов.
В 1961 году аппарат был переделан на использование сжатого кислорода, и баллоны разместили позади командного отсека, а топливо впереди. При этом запас хода на максимальной скорости стал всего 1 час, на скорости 15 узлов 10 часов, и минимальная скорость аппарата могла быть 3 узла.
Так же вооружение было урезано до семи 5-ти дюймовых ракет, размещённых уже в носу, а не вокруг, которые в отличие от обычных, выпускали поток газа с концов пропеллера-стабилизатора для обеспечения их движения..(?)
TV-1A был разработан в варианте исключительно электрического привода для проведения натурных испытаний. Двигатель использовался от торпеды МК-45 Астор, и экипаж размещался в задней сфере, а спереди была установлена сфера для аппаратуры. Основными приборами были компактный сонар и телевизионная камера. Снаружи был затопляемый стеклопластиковый лёгкий корпус. При использовании серебряно-цинковых аккумуляторов TV-1A развивал под водой скорость 16.4 узла.
Управление было самолёто-подобное, с индикатором форсированной обратной связи, аналогичное используемым на современных подлодках.
TV-1A была достроена в середине 1962 и в 1963-м году погрузилась на 275 метров (при этом была испытана на глубину 610 метров). Первые беспилотные тесты прошли в ноябре 1963го. В 1966 свинцово-кислотная батарея была заменена на серебряно-цинковую, при этом скорость была уменьшена до 4,5 узлов (или 3.2 узла для большего запаса хода).
Благодаря установленной телекамере и новому непрерывно излучающему частотно модулированному сонару CTFM Straza 500 и установленным световым и акустическим маякам и стало возможно обеспечить самостоятельное возвращение лодки на базу и парковку в "гараж".
TV-1A закончил тесты в районе острова Сан Клемент, и затем был отправлен на остров Мауи, Гаваи, где работал в качестве цели для испытания сонаров.
Планировавшийся к постройке TV-2 с двигателем закрытого цикла на кислород-соляре так и не был построен, но однако
Станция по испытаниям вооружения ВМС NOTS сумела изготовить и испытать все основные важные элементы аппарата, а главное камеру сгорания двигателя закрытого цикла.
Самая большая проблема была в том, что Морей был лишь малой частью большого комплекса системы вооружения, требовавшим много чего ещё. Например перехватчик типа Морей мог обеспечить начальный поиск и определение цели, но его было недостаточно для достаточно быстрой погони за целью.
Однако в 1966, хоть Морей и продемонстрировал все свои возможности, Чайна Лейк решила отложить исследования до более точного определения роли перехватчика, главных требований, и критичных технологий, требовавшихся для дальнейшего развития аппарата. Хоть Морей и позиционировался как пилотируемый аналог торпеды МК-46, но всё же он уступил своё мёсто под натиском более традиционных видов вооружений...
http://www.science-bbs.com/153-military ... 4dd8b2.htmОсновной целью было создание глубоководного аппарата. Экипаж находился в маленькой прочной сфере, а приборы в другой. Всё остальное снаружи работало под окружающим давлением воды. Максимальная глубина предполагалась в 6 тыс. футов (1.8 км). Сам аппарат TV-1 тестировался до глубины 2000 футов (600 метров)
Запас хода изначально оценивался в 27 часов на 15 узловом ходе, или 1.5 часа на скорости 40 узлов, используя двигатель закрытого цикла на перекиси водорода.
При переходе на сжатый кислород в 1961 году (в целях безопасности) запас хода упал до 15 часов на 15 узлах или час на 40-узловом ходе.
Этого было совершенно недостаточно для самостоятельного патрулирования, но вполне подходило для задач полу-автономного перехвата при старте с корабля-носителя.
Морей был идеей начала 1960-х, и главным, хоть и весьма вопиющим, было заменить человеком сложную, дорогую и потенциально ненадёжную вычислительную машину в торпеде.
Тогда это казалось совершенно идиотской идеей, но не настолько, как это выглядит сегодня.
Ричард ДеМарко
а вот видео, где показан внутренний вид Морея
http://www.youtube.com/watch?v=gL0Yc3yt6_Q а это первая часть, про которую в книге Шентона и рассказывается
http://www.youtube.com/watch?v=edQO-06rE_U