Привет, коллеги. Вот я и опять в Дальних Зеленцах. Уже 4-й день. Привез я в Зеленцы свою переделанную в КИСС ИДА-59. Конфигурация следующая: Аппарат разделён на 2 части, одеваемые по отдельности: 1. Нагрудный блок: - штатный дыхательный мешок и канистра, упакованные в специально сшитый из кордуры чехол, конструктивно подобный родному, но между мешком и канистрой стоят дополнительные отрезки шлангов. Благодаря этому аппарат приобрёл определённую гибкость, и канистра не торчит на груди, как киль. Кроме того, кордуровый чехол защищает мешок от механических повреждений. С левой стороны канистры (если смотреть с точки зрения пловца, пришит карман, в котором помещается пульт подачи кислорода (дюза Камоцци и кнопка ручной подачи). Два коротких шланга выходят из-за канистры, один направо (разъём Камоцци), сюда подключается кислород от изолированного кислородного редуктора, второй налево (стандартный инфляторный «папа», подаёт дилуент на ЛА.
2. Заспинный блок включает в себя плоскую пластиковую спинку с ремнями подвески, на которой крепится крыло и 2-х баллонный блок 2х4 литра от АСВ-2. Правый баллон кислородный, расположен вентилем вниз, на нем установлен изолированный кислородный редуктор («Калипсо» с заглушенными отверстиями, установочное давление – 10 атм.). К редуктору присоединён шланг с разъёмом «Камоцци» (мама) и манометр. Ну и предохранительный клапан, разумеется. Левый баллон – дилуент, в данном случае воздух. Установлен вентилем вверх, на нём стоит редуктор «Кусто», с выходами на поддув мешка, крыла и костюма, ну и, в зависимости от предполагаемой продолжительности погружения, либо легочный автомат бейлаута, либо предохранительный клапан, если спуск предполагается долгим, и в качестве бейлаута берётся стейдж (7 литров, воздух).
Контроль рРО2 производится четырьмя датчиками, 2 из которых выведены на показометр, а 2 на 2 VR-а, которые «нюхают» смесь и считают деку исходя из рРО2. 4 датчика используются не из-за паранои, а потому, что показометр на 1 датчик не готов, а разорять двухдатчиковый не хочу, учитывая милую манеру VR-ов неожиданно, но весьма вероятно, глючить.
На сегодняшний день нырял 3 раза. 1-й спуск, глубина до 18 метров, продолжительность 1ч20 мин. Позавчера – продолжительность спуска 1 час, глубина до 26 метров. Вчера «доедал» позавчерашнюю канистру, глубины до 20 метров, слегонца «блуданул», понял, что заплыл не туда, продолжительность спуска на этот момент была уже 1ч 17 минут. Начался «паровоз», счёл за лучшее переключиться на ОЦ, всплыл, сориентировался, дошёл до берега на ОЦ.
Сегодня не нырял, решал проблему крепления на спинку 12-литровой спарки (забыл длинные шпильки). Дело в том, что у меня всего 2 7-литровых баллона кислорода. Причём после 3-х дней погружений, в одном осталось 40 атм, в другом 130. Произошло это потому, что мне не удалось полноценно забиться перед отъездом. На Трефелева кислорода не оказалось (поздно спохватился), а в других местах набили по 140 бар. На 2 недели не хватит. Придётся плавать пока на спарке, через неделю мой товарищ уезжает, он на машине, увезёт мою спарку, один баллон из под кислорода, и 4-х литровую спарку от ребризера. Буду нырять со спаркой 7+7 кисл+дил без дополнительного баллона бейлаута. Впечатления: при плавании с 59-й сопротивление дыханию под водой было вполне приемлимым, особенно, если сравнивать с 71-й, трим и балансировка нормальные (правда для уравновешивания дыхательного мешка вешаю 3-4 кг в карманы на верхней части спинки). Как говорят герои «саус-парка», «многое понял». Во-первых - модульная конструкция получилась нехороша. Очень геморройно одеваться. Если сначала одевать контур, то очень неудобно потом одевать спинку с баллонами, шланги путаются, попадают под подвеску, мешок на плечах и канистра мешают застёгивать ремни подвески. Если сначала одевать баллоны, то одеваться удобнее, но трудно обтянуть дыхательный мешок, чтоб не торчал колом за головой. Когда всё одето и подключено, то мешок и канистра напрочь перекрывают все Д-кольца на подвеске, манометры, показометр и стейдж повесить можно только на ощупь, причем приходится прилагать серьёзные усилия, чтоб найти кольцо под мешком. Также наглухо перекрыт клапан поддува сухаря. Чтоб подуться, приходится лезть под мешок, как в ширинку и на ощупь искать кнопку. Но последняя проблема будет актуальна для любого нагрудного аппарата. И решается она очень просто – перестановкой клапана на правую сторону живота.
Во-вторых, если надо выходить на лодку, то для того, чтоб снять в воде контур надо расстыковать подачу в него кислорода и дилуента, при этом ответные коннекты остаются открытыми и в контур может попасть вода. Да и неудобно это делать на ощупь в толстых перчатках.
В-третьих, не фиг нырять так долго на «вчерашней» канистре. «Паровоз» совершенно не вдохновляет.
В-четвёртых: При нахождении в экспедиции, без возможности пополниться кислородом, не целесообразно перепускать кислород в 4-х литровые баллоны из 7-литровых. Давление получается маленькое в обоих. При этом и дополнительный бейлаут тащить приходится. И получаеися, что 7+7 весят меньше, чем 4+4+7, да и шлангов меньше.
В-пятых и в-шестых: Ещё раз убедился в надёжности КИСС. Перед первым погружением единственно, что не проверил - это объём постоянной подачи. Во время первого погружения заметил, что слишком быстро падает рРО2 в контуре, приходилось часто жать на кнопку. После погружения замерил подачу по ротаметру – 0,4 л/мин! При норме для меня 1,2 л/мин. Не знаю, растрясло дюзу по дороге или ещё чего? Но! Погружение закончил без малейших проблем (это в плане надёжности КИСС). И, конечно, лишний раз понял, что перед спуском проверять надо ВСЁ!
Исходя из вышеизложенного, буду переделывать аппарат так: кислород и дилуент буду возвращать на прежние места по бокам канистры, только баллоны возьму 2-х литровые, возможно с вентиль-редукторами. Пульт подачи кислорода – очевидно спереди канистры, или поверх одного из баллонов. Дилуент из баллончика ребризера – только на контур. Ребризер станет моноблоком, вещью в себе, которую можно одеть и снять независимо от всего остального. На спине – спинка с бейлаутом, оттуда - же поддув крыла и костюма. Вот такие впечатления.
|