SVL писал(а):
Обнаружил, что нигде нет фотографий аппарата. Получается какой-то виртуальный ребризер.
Восполняю.
Н-да... Просто, компактно удобно...
И это было сделано, аж в 2005-ом году!!!
Чтобы не болтаться по Тетрисам, скопипастю-ка я это сюда.
СВЛ писал(а):
Сегодня произведены первые испытания в «открытой воде» ребризера ИДА-СВЛ с электронной системой управления парциальным давлением кислорода в дыхательном контуре. Испытания прошли успешно.
Ребризер создан на базе советского аппарата замкнутого цикла ИДА-71 по т.н. схеме CCR. В качестве дилюента (разбавитель) используется воздух, но возможно применение других газовых смесей.
Поддержание необходимой величины парциального давления кислорода в контуре обеспечивается подачей газа электромагнитным клапаном по сигналам системы управления.
Для повышения безопасности и плавности регулирования РРО2 в схеме ребризера, предусмотрена постоянная подача кислорода в контур.
Для дыхания воздухом по открытому циклу может использоваться аварийный дыхательный автомат.
Конструкция ребризера позволяет производить рабочую проверку и мелкий ремонт без использования какого-либо инструмента.
Основные ТТД:
Максимальная глубина погружения – 50 м,
Диапазон рабочих температур: - 2 …. +30 С,
Автономность по запасу поглотителя (ХПИ) - до 3 часов,
Автономность по запасу кислорода - до 6 часов,
Время работы без подзарядки аккумуляторной батареи - не менее 20 часов,
Количество уставок (SP) парциального давления кислорода - 3,
Диапазон настройки каждого SP - 0 ….. 2 кгс/см2,
Время приведения в рабочее состояние - 1…2 минуты.
Запасы:
кислорода - 400 литров,
воздуха - 400 литров,
поглотителя (ХПИ) - 1,8 кг,
Конструкция ребризера:
От ИДА-71 использованы следующие узлы:
- корпус,
- дыхательный мешок с дыхательным автоматом и предохранительным клапаном,
- патрон поглотителя,
- кислородный редуктор,
- дыхательные шланги и клапанная коробка.
В аппарате установлены:
баллоны для хранения кислорода и воздуха емкостью по 2 литра и рабочим давлением 200 кгс/см2.
Воздушный редуктор от акваланга «Украина-2».
Кислородный редуктор - закрытого типа, что обеспечивает постоянство подач газа через дюзы во всем диапазоне глубины погружения.
Установочное давление кислородного редуктора - 8,5 кгс/см2,
Установочное давление воздушного редуктора - 6,5 кгс/см2,
Кислород с постоянным абсолютным давлением от редуктора подается в газовый блок, в котором установлены три дюзы и клапан ручной подачи. Кнопка ручной подачи О2 выведена на левую боковую поверхность корпуса аппарата.
Дюзы обеспечивают подачи:
- постоянную - 0,75 л/ мин,
- ручную - 15 л/ мин,
- через ЭМ клапан - 4 л/ мин,
Из газового блока и ЭМ клапана, кислород поступает в трубку выдоха ребризера, где смешивается с выдыхаемым воздухом, который, проходя через патрон с поглотителем, отчищается от углекислого газа. Компенсация уменьшения объема контура «легкие – аппарат» при погружении производится автоматической подачей воздуха в мешок дыхательным автоматом.
Система управления:
СУ обеспечивает непрерывный контроль и индикацию парциального давления кислорода в контуре, управление ЭМ клапаном и аварийную сигнализацию.
Блок электроники с аккумуляторной батареей, расположенный в корпусе ребризера, собран на аналоговых микросхемах. К блоку электроники подключены:
-датчик РО2 (R-17D),
-ЭМ клапан
-пульт управления, который крепится на запястье левой руки.
В ПУ размещены: цифровой индикатор и переключатель режимов.
Переключатель на шесть положений:
- SP 1,
- SP 2,
- SP 3,
- ЭМ клапан отключен,
- контроль напряжения АБ,
- питание выключено.
Режимы работы отображаются мнемознаками на индикаторе.
Цифровой индикатор обеспечивает точность отображения величины:
- парциального давления кислорода - 0,01 кгс/см2,
- напряжения аккумуляторной батареи - 0,1 В.
Аварийная сигнализация – звуковая и световая. Срабатывает при снижении РО2 до 0,4 кгс/см2, превышении -1,8 кгс/см2 и разряде аккумуляторной батареи.
Питание блока электроники, ЭМ клапана и пульта управления обеспечивается батареей из шести никель-кадмиевых аккумуляторов емкостью 1,0 А*час.
Достоинства ребризера:
Большая автономность,
Доступность используемых газов и поглотителя.
Существенное увеличение бездекомпрессионного интервала для глубин до 30 метров.
Сокращение времени декомпрессии в 3 -5 раз.
Простота обслуживания и ремонта.
Недостатки:
Отсутствие дублирующей схемы контроля парциального давления кислорода в контуре.
Поэтому аппарат в представленной комплектации не может рекомендоваться для длительных декомпрессионных погружений и на глубины свыше 30 метров.
В настоящий момент для ребризера разрабатывается вторая, полностью автономная схема
контроля и сигнализации со своим датчиком ( если хватит ума и терпения, то с встроенным декомпрессиметром ).
Искренне благодарю коллег по форуму за помощь советами, информацией и конструктивной критикой.
Большое спасибо Владу Тобак (VLADLEN) г. Одесса за поддержку и практическую помощь в создании ребризера. Без его датчиков проект до сих пор вряд ли бы вышел из стадии разработки.
С уважением,
Александр
Добавлено позже:
Некоторые промежуточные результаты испытаний ребризера.
Аппарат в основном оправдывает надежды автора.
Сразу должен оговориться: глубже 15 метров не погружался из-за мокрого костюма и отсутствия компенсатора ( 9-литровый «хомут» типа ФЕНЗИ не в счет).
При довольно жестких условиях эксплуатации сбоев работы всех узлов не наблюдалось.
Электроника работает вполне надежно, поэтому пока не стал доделывать резервный канал контроля РРО2. Ребризер пережил весьма тяжелые и длительные перевозки по бездорожью, работу по три – четыре дня без разборки и опреснения.
Основной положительный результат – близкое соответствие процессов на испытаниях моделям погружений прокрученных не симуляторе. Дыхание под водой вполне комфортное и по моему субъективному мнению в холодных водах Баренцева моря дает заметный выигрыш по времени «околевания».
Подтвердилась прогнозируемая проблема регулирования плавучести, связанная с самим принципом работы аппаратов замкнутого типа. Если при погружении объем контура не меняется и практически равен объему легких, то при всплытии он увеличивается на 3-5 литров.
Замеченные недостатки.
1.Несколько маловато проходное сечение клапанов вдоха и выдоха. Проблема не лечится, но не смертельна, если на дне не ворочать валуны. По моему ощущению, шланги вносят гораздо меньший вклад в сопротивление дыханию.
2. Под водой практически не слышна «пищалка» аварийной сигнализации. Надо придумать что-то очень громкое.
Интересный нюанс.
Четвертое кратковременное погружение без замены поглотителя. Остаток ресурса ХПИ не менее 30%. Еще на берегу ощущаю явные признаки отравления СО2, опрометчиво принятые за последствия вчерашнего застолья. Пришлось с трудом выбираться на берег с дикой отдышкой и легким головокружением.
Причина выяснилась при вскрытии поглотительной коробки – слой «раскисшего» ХПИ в нижней части (3-4 см). Скорее всего, конденсат, образующийся в межкорпусном пространстве коробки переувлажнил в перерывах между погружениями поглотитель, который перестал работать.
ВЫВОД: необходимо после каждого спуска снимать коробку и переворачивать ее для удалений конденсата. Наверное, следует открывать засыпную горловину и проверять состояние ХПИ.
Офф. Скока раз просил - "Александр, ну дай поплавать на чудо-технике!"
Иван СПб - небось давал...
...Жмотина!