Так как не все тут присутствующие бывают на Питерском форуме, позволю себе перепостить сюда несколько сообщений.
Автор - ВКС, в котором я давно и небезосновательно подозреваю опытного водолаза.
Если не брать в расчет нечто пока еще не совсем изввестное то его версия мне кажется наиболее вероятной.
С тем как было организовано погружение более-менее всем понятно. Я своё очень скромное мнение написал ещё на 6-й странице - повторяться не буду. Там была только одна фраза, которую я изменил бы после выяснения подробностей. Что и попытаюсь сделать в конце.
Из дальнейшего обсуждения почерпнул только, что там не только организация такая была, но и какие-то застарелые отношения. Не очень понятно зачем было взаимодействовать в таком случае.
Ну да бог с ним с этим... O самом погружении. О том как это со стороны видится. Да, чтобы не было сомнений - видится глазами питекантропа.
Ещё раз о сигнальных концах вспомню только вот в каком плане. Если люди не имели опыта работы с сигнальным концом, то, конечно же, не смогли бы работать с ним на течении. Мало нацепить на себя верёвку - работе с концом должен быть обучен и "погружающийся" и "обеспечивающий" (это тот, кто на борту за верёвочку держится). По моему скромному опыту и мнению, подготовка и опыт обеспечивающего даже более важны при работе с концом. Давать держаться за верёвочку произвольному человеку бессмысленно.
Пошло как пошло - стали погружаться так. Но все находящиеся на борту оказались не готовы к чрезвычайной ситуации. Начиная всё с той же организации погружения. Случись даже не такой трагический расклад, а просто сорвало дайвера или всплыл он не подвязанный. И что - с якоря сниматься и вдогонку по Неве. Надувная вёсельная лодка годится только для того, чтобы часть снаряги на неё принять от нормально всплывшего дайвера. Всё. Да и то (в данном случае - на течении) если он всплыл на расстоянии, не превышающем длину буксирного конца. Всё - нет от неё больше никакого толку.
Теперь три момента, которые сразу же бросались в глаза.
1. Не станем говорить почему, дайвер показался в 40 м за кормой - так получилось по неизвестной находящимся на борту причине. И очень быстро ушёл под воду, не обменявшись никакими сигналами с ботом. Не знаю как по-дайверски, а по-питекантропски это означает, что он утонул... или, как минимум, находится в процессе. В крайнем случае, если дайвер "просто забыл" обменяться знаками с обеспечивающими, набить морду уже после завершения спасения. (А разве по PADI-CMAS-SDI-etc. не принято появившиcь на поверхности первым делом подать сигнал о самочувствии и если собираешься-таки погрузиться - то и это показать. А по-умолчанию - тонет-таки.) А раз такое дело следовало немедленно начать спасательные действия... ну хоть какие-то. А не изображать слежение за пузырями на течении в 2 м/с.
"Страхующего" водолаза/дайвера на борту не было. Наверное, Юрия можно было "выстучать" наверх в сложившейся ситуации. Но, казалось бы, по-счастью - он и сам закончил погружение через ~3 минуты (Он видел ещё "пролетающего" Vikа на ~ 42 минуте по его же компьютеру, а на 46 минуте показался на поверхности.). Ничего хорошего, но за неимением другой возможности он мог сразу же пойти под воду в надежде найти пострадавшего. Как минимум, обнаружить, что его ходовая оттяжка (линь его катушки), прикреплённая к спусковому концу не надраена - т.е. что его унесло-таки. Как максимум - найти его... что Юрий и сделал в конце концов... мгновенно после начала погружения.
2. НО. Идти за Vikoм без сигнального конца было полнейшей бессмыслицей. (Ясно было, что "спасатель" идёт доставать тело. Как минимум, человека, которуй по каким-то причинам не смог всплыть сам.) Как выяснилось, концы были. Если короткие - связать всё, что было. При погружении "спасателя"/Юрия без конца не могло произойти ничего другого, кроме того, что произошло - сниматься с якоря и догонять унесённых течением... когда помощь оказывать уже поздно.
3. Для того, чтобы заменить Юрию баллон и отправить под воду требовалось максимум 2 минуты. Да и то если два находящихся на борту дайвера (включая инструктора), да ещё два члена команды готовили бы его к погружению не прекращая кто курить, кто дрочить. Сорри, но читать обьяснение Юрия о том как он в одиночку готовился к повторному погружению просто невозможно.
Т.е. даже при том, что обеспечение погружения было никакое, так сложилось, что пострадавший мог быть на борту через 10-15 минут. Тогда и шансы какие-то были... может быть.
В сложившейся ситуации, конечно же, надежда была только на опыт находящихся на борту. Юрий не видел происходящего. Да и, как справедливо говаривал один ваш выдающийся земляк, - "водолаз под водой глупеет" (С). Трудно ему переключаться с одного на другое. Почему перечисленные пункты 1,2,3 оказались непреодолимым препятствием для находившихся на борту... хочется сказать - большой вопрос. Но, наверное каждый сам сможет подходящее слово вставить.
Например, "полноценное обучение" (C).
Теперь о другом - о моей фразе, которую надо исправить, ПМСМ. Она касается, собственно, самой версии происшедшего. Да меня (как и всех, наверное) удивило намерениеVika, всплывшего ниже по течению далеко за ботом, отправиться к боту самостоятельно под водой. Появилось это из отчёта Ильи. Прежде всего, Илье респект за проделанную работу по сбору информации - это совершенно безотносительно всего остального.
Кроме фактов и данных опросов oн представил и версию, в которой пытался чисто арифметически свести всё, что было сказано участниками. Вот тут трудно с ним согласиться. Опять же, исключительно ПМСМ.
Kак-то слабо верится (мне, по крайней мере) в то, что Игорь ушел под воду сам, чтобы добираться до спускового конца...
Даже если представить, что он не посмотрел на манометр (что трудно себе в такой ситуации представить), он знал, что уже 40+ минут, да в начале он туда-сюда за катушками сгонял, да несло, что спокойному состоянию/дыханию не способствует. И вот со сбитым (наверняка) дыханием, с малым остаткoм воздуха (если он вообще был) идти на 10-12 метров, чтобы ползти 40-50 м вверх против течения. Или грести против течения и мотать катушку. Тем более, что эти 40-50 м - со слов стоящих над водой на палубе. Для него с поверхности воды могло по-другому показаться. Но, всё равно, вверх против течения идти. Ну... ну, вот трудно мне в это поверить, хотя и совершенно невозможно.
Альтернативная версия такая примерно складывается после всего...
Гораздо проще представить себе (т.е. мне), что он по какой-то причине "прохлопал" воздух находясь ещё на грунте рядом с Юрием. Просто заработался и прохлопал или стравлся воздух - не суть важно. Если спохватился только когда воздух на вдох перестал идти... это в баллоне осталось 5-7 атмосфер. Ещё вдох, то да сё... Поддувает компенсатор, чтобы быстро всплыть - а компенсатор тоже быстро не поддуешь когда воздух на вдох не идёт. Да и пытаться сосать воздух он не забывает. Короче, в таком вот слегка поддутом состоянии его чуток отрывает от грунта и несёт... больше вдоль, чем вверх. Пролёт 40-60 метров - это 0,5-1 минута. За это время его и компенсатор подвытаскивает, а, скорее всего и ласты изрядно помогают. Сбросить груза со всеми этими брасами он не может - в руках катушка. Да и вообще сразу не сориентируешься - компенсатор ведь должен тащить. Бросить всё и скидывать груза любой ценой и плыть хоть и по течению, но по поверхности... ну, не успел понять что это только и есть выход. Да, собственно, и всплыл он в конце концов. Всплыл. И если верить, что оглядывался - в сознании всплыл. Скорeе всего - да, в фиговом состоянии, но в сознании. И первое, что сделал застопорил катушку как мог и зацепил за жилет, чтобы не несло его. Легко вообразить, что с дыхалкой при этом было совсем плохо. И ластами работал. А как только застопорил/зацепил катушку его, естественно, притапливать изрядно стало. Не будем здесь цифрами засорять - несколько килограмм лишнего "топящего" усилия вниз. Да и лицом макать стало. Дальше... Ну, вот, только катушку и успел зацепить...
Маловероятно такое развитие событий на поверхности?
Читаем совсем недавно обсуждавшийся случай -
http://forum.tetis.ru/viewtopic.php?t=7 ... sc&start=0 Человек вышел и довольно долго пытался что-то сделать на поверхности. Не смог. Молодой здоровый мужик. На стр. 8-9 там было наше обсуждение про поддувание ртом и про сброс грузов. А это было без всякого течения!
Против такой версии два показания присутствовавших на боте, ни один из которых не является дайвером.
- Якобы один человек видел, что Vik стравливает воздух из компенсатора. Один! Не дайвер, с расстояния 40-50 метров, на реке порывистый ветер "4-5 метров в секунду, порывами до 11 м/с". Есть вопрос - как часто он видел дайверов поддувающих компенсатор орально. Не говоря уже о том, что Vik мог просто поднять руку, чтобы махнуть.
- Другой человек наблюдал пузыри, приближающиеся к боту... на расстоянии 40-50 метров, на течении 1-2 м/с, на приличном порывистом ветру... Это, если можно, я даже обсуждать не буду.
Вот какие-то такие "мысли"...
(Да, sorry за много буков. )
P.S. Эмоции, совсем уж не имеющие отношения к делу... Цитата:
...бесплатно ходить в воду мне не интересно, но позвонил Игорю...
Вот с таким заявлением из уст инструктора можно только согласиться. У нас, питекантропов, тоже была такая шутливая присказка, что настоящий опытный инструктор/водолаз ближе, чем на два метра к воде подходить не должен.Цитата:
Если кто-то, соберется прыгать с крыши, то я, конечно, попробую отговорить...
С этим тоже трудно не согласиться. Только, вот, слазить на крышу за какой-нибудь хренью Вы ему всё равно предложите? Пока Вы у подъезда на лавочке погреетесь. Я это собственно к чему... не удаётся быть чуть-чуть беременным. Либо вы не общаетесь с потенциальными самоубийцами. По крайней мере, у края крыши - в подвале, за чашкой пива, почему бы и нет. Либо, оказавшись на одном борту... находитесь-таки на одном борту... со всеми вытекающими.
(Но это так, по-питекантропски...)
Ну... для всех, кроме четырёх непосредственных участников, это кибер-дайверская загадка. Причём даже у любого из непосредственных участников, по-видимому, нет абсолютно полной картины - иначе усилия Ильи не нужны были бы... Опубликовав Отчёт, сам Ilya Kozlov разумно писал(а):
Прошу обсуждать. Текст, изложенный в разделе 5 (Предположительный вариант развития событий) - лишь версия, основанная на имеющихся фактах. Я не смог придумать лучшую версию, учитывающую все факты. Если это удастся сделать общественности - буду только рад.
Я не стал засорять и без того немалое предыдущее сообщение, но мне кажется, что такая версия объясняет сразу несколько отдельных непонятностей в происшедшем.
- Oтметается фантасмагорическая идея, что он с практически пустым баллоном (не более 50 атм если с Юрием сравнивать) полез на дно, чтобы против течения ползти. В то, что человек которого перед этим сорвало и долго несло даже не глянул на манометр поверить трудно. Гораздо труднее, чем в то, что работая на грунте забыл про манометр. А расход - это дело такое... мог быть чуть выше, чем у Юрия в этот раз.
- Hесмотря ни на что, никто не отрицает, что у Vika был очень большой практический опыт ползания по Неве, на течении. Тем не менее, "сорвало" с грунта именно его.
- Да так сорвало, что он почему-то вернуться на грунт не смог.
- Hе просто тащило по грунту (да и сколько тащить можно - не первый раз он на течении), а летел он заметно выше Юрия.
- Tем не менее быстрого всплытия не произошло - улетел достаточно далеко по течению.
- Если просто сорвало, почему оказалось отдано 40-50 метров линя с катушки? К началу "срыва" они с Юрием находились на расстоянии нескольких метров от спускового конца. Что, наверное, так и было ибо через 4 минуты Юрий уже на поверхности был. Т.е. к моменту отрыва у Vik'а было выдано ну... метров 10 линя - на нём он мог и повиснуть/остановиться у дна если просто сорвало.
- Почему он вообще всплыл если воздух был и ходовую оттяжку (катушку), ведущую к спусковому концу не потерял.
- Bсплыв, явно не мог надуть компенсатор до звона, чтобы не топило его. Да и потом ушёл на дно. ((Впрочем, это уже в рамках версии.)
Bсе эти мелкие детали, вроде как, объясняются одним фактом - израcxодованием воздуха до ощутимого затруднения на вдохе и попытка всплыть на компенсаторе после этого. Компенсатор при этом, действительно, дуется медленно. Более того, в таких условиях если сосать остатки воздуха из лёгочника... то в компенсатор вообще ничего не идёт - либо вдох, либо поддув. (Ибо самое "узкое место" - клапан редуктора.) А дышать-то хочется...
Конечно же он сделал ещё две ошибки... после высасывания баллона... точнее, одну два раза. Легко поверить, что в подсознании, он боялся/не хотел потерять бот и уплыть вдоль по Неве... Eщё когда летел мог выкинуть всё из рук и не теряя времени заняться сбросом пояса. И, увы, роковым образом закрепил эту ошибку когда застопорил катушку и подвязался - его начало резко топить.
Конечно же, это опять только версия. Увы, ничего кроме версий теперь и не может быть...